В Покрова (прим.ред. – Праздник Покрова Пресвятой Богородицы) я должен одеться на улице. Наверное, этому было какое-то объяснение. Но в детстве мама брала вещи, выбрасывала на мороз и говорила: пойдешь и там оденешься.
Если ребенок перевозбужден, капризничает без причины — пропуская «святую воду» через руку дитё надо умыть, через минуту совсем другой человек.
В бане, когда полоскали ребенка, он должен был обязательно обернуться три раза по солнцу. И шло нашептывание. Бабушка водила нас в баню с сестрой двоюродной. Парила, мы орали, а она только причитала: «орите, здоровей будете».
Баня была всем: в бане и мылись, и рожали, и покойника мыли — баня была святым местом. Вечером было запрещено ходить в баню, потому что там были духи, с ними нельзя спорить.
Колодец также считался святым местом: когда потемнело, на колодец за водой никто не шел.
Вышивка на одежде вся была обрядовая. На свадьбу, на похороны, на рождение детей, на защиту. Пошел мужчина на войну, например, а на нём защита особая.
Когда карел с кровати встал, должен сразу же заправить постель. Чтобы в кровать твою никакой злой дух не зашел, она должна быть покрывалом накрыта.
В семье главным может быть и мужчина, и женщина. Работали всегда много и наравне.
Нельзя ругаться в семье. Повздорили, повернулись, развернулись, жизнь идет дальше. Все должно быть, как будто ничего не было, обиды таить нельзя на родных. Ножками потопали, все в землю втоптали и дальше пошли.
Никогда никому нельзя желать никакого зла. Пожелаешь зла — тебе зла придёт столько же.
Никогда ничего нельзя чужого брать, воровать. Возьмешь — отдашь в два раза больше. Но об этом даже не говорилось — это догма. Я до сих пор живу, дверь даже на ночь не закрываю. Когда уходят деревенские из дома, просто ставят веничек или палочку к двери, и все понимают, что хозяев нет.
Жить нормально в мире с людьми со всеми надо, потому что жизнь настолько коротка, как миг — говорили и бабушка, и мама.
У бабушки были всякие отвары. Много у нее трав сушилось и иван-чай, конечно.
В Покрова (прим.ред. – Праздник Покрова Пресвятой Богородицы) я должен одеться на улице. Наверное, этому было какое-то объяснение. Но в детстве мама брала вещи, выбрасывала на мороз и говорила: пойдешь и там оденешься.
Если ребенок перевозбужден, капризничает без причины — пропуская «святую воду» через руку дитё надо умыть, через минуту совсем другой человек.
В бане, когда полоскали ребенка, он должен был обязательно обернуться три раза по солнцу. И шло нашептывание. Бабушка водила нас в баню с сестрой двоюродной. Парила, мы орали, а она только причитала: «орите, здоровей будете».
Баня была всем: в бане и мылись, и рожали, и покойника мыли — баня была святым местом. Вечером было запрещено ходить в баню, потому что там были духи, с ними нельзя спорить.
Колодец также считался святым местом: когда потемнело, на колодец за водой никто не шел.
Вышивка на одежде вся была обрядовая. На свадьбу, на похороны, на рождение детей, на защиту. Пошел мужчина на войну, например, а на нём защита особая.
Когда карел с кровати встал, должен сразу же заправить постель. Чтобы в кровать твою никакой злой дух не зашел, она должна быть покрывалом накрыта.
В семье главным может быть и мужчина, и женщина. Работали всегда много и наравне.
Нельзя ругаться в семье. Повздорили, повернулись, развернулись, жизнь идет дальше. Все должно быть, как будто ничего не было, обиды таить нельзя на родных. Ножками потопали, все в землю втоптали и дальше пошли.
Никогда никому нельзя желать никакого зла. Пожелаешь зла — тебе зла придёт столько же.
Никогда ничего нельзя чужого брать, воровать. Возьмешь — отдашь в два раза больше. Но об этом даже не говорилось — это догма. Я до сих пор живу, дверь даже на ночь не закрываю. Когда уходят деревенские из дома, просто ставят веничек или палочку к двери, и все понимают, что хозяев нет.
Жить нормально в мире с людьми со всеми надо, потому что жизнь настолько коротка, как миг — говорили и бабушка, и мама.
У бабушки были всякие отвары. Много у нее трав сушилось и иван-чай, конечно.